ДООП ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.
Содержание программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы:
Рабочая программа по легкой атлетике соответствует Федеральным государственным
требованиям к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта по группе видов
спорта «циклические, скоростно-силовые виды спорта и многоборья» и к срокам обучения по
этим программам, учитывает требования федерального государственного стандарта
спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утв. приказом Министерства спорта
РФ от 24 апреля 2013 г. № 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорта легкая атлетика") с учетом изменений (Приказ Минспорта России
от 16.02.2015 N 133 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской
Федерации от 24.04.2013 N 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорта легкая атлетика") .
Программа разработана в соответствии с законами, нормативно правовыми актами:
 СанПиН 2.4.4.3172-14.
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической
культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной
и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав учреждения, утвержденный постановлением АМО «Закаменский район» от
28.09.2023 г. № 1024
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/
 Положение об электронном журнале и Положение об организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (ЭО и ДОТ) утв. Приказом директора МБОУ ДО «Закаменская ДЮСШ» от
10.01.2023 г. № 3
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/
 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 01.09.2023 г.
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта
«Легкая атлетика» МБОУ ДО «Закаменская ДЮСШ» ориентирует на:
– создание условий для физического образования, воспитания и развития детей и молодёжи;
– формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в легкой
атлетике;

Программа рассчитана на школьников 6 - 1 8 лет. Она носит спортивно-оздоровительный
характер и физкультурно-спортивную направленность и предусматривает проведение
теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных
нормативов и участие в соревнованиях. Хотя на начальных этапах подготовки программа дает
представление обо всех основных направлениях легкой атлетики, преимущество все же
отдается подготовке к бегу на короткие, средние и длинные дистанции.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы - развитие основных физических качеств и способностей, укрепление
здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
Задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются в физической,
технической, тактической, психологической подготовке спортсмена.
1.
Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление здоровья учащихся;
• достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения;
• повышение умственной и физической работоспособности.
2.
Образовательные задачи:
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие двигательных способностей.
3.
Воспитательные задачи:
• формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;
• воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых качеств.
Особенности данной программы заключаются в следующем:
- направленность на реализацию принципа вариативности, включающего возможность
подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми
особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями;
- объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориентировано на
достижение результата каждым занимающимся.
На этапе начальной подготовки первого года обучения (6-9 лет) необходимо решить
следующие задачи:
- содействовать гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и
технической подготовленности и укреплению здоровья;
- приучить детей к регулярному тренировочному режиму, трехразовым занятиям в неделю;
- освоить основные беговые средства тренировки при невысоких скоростях и объемах бега;
- освоить основные технические элементы и простейшие тактические приемы бега на
контролируемых скоростях.
На начальных этапах подготовки построение тренировки юных бегунов должно
способствовать выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду
соревновательной деятельности и исключать возможность антагонизма между специальным и
естественным физическим развитием.
Необходима разносторонняя подготовка начинающих спортсменов с большим
количеством соревнований в самых разных дисциплинах. Высокие спортивные результаты в
одной дисциплине базируются на разносторонней физической и психической основе, которых
можно достичь с помощью разнообразной тренировочной программы. Разносторонняя
подготовка исключает форсированное специфическое воздействие на какую-то одну систему,
не нарушает естественных процессов физического развития. При планировании физических
нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые
обеспечивали бы разностороннее гармоничное развитие ребенка. При проведении тренировок
необходимо учитывать биологический возраст занимающихся. Рекомендуется снизить
интенсивность тренировок во время максимального роста. Кроме того, следует принимать во
внимание особенности каждого занимающегося.

На этапе начальной подготовки специализация легкоатлетов еще не определена, поэтому
процесс подготовки юных бегунов для всех одинаков.
Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными
задачами являются:
- укрепление здоровья,
- улучшение физического развития,
- овладение основами техники выполнения упражнений
- разносторонняя физическая подготовленность,
- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям,
- воспитание черт характера.
На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической
подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега,
гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В
зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту или иную
работу.
Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет восполнить дефицит
движений современных школьников доступными средствами легкой атлетики.
Совершенствование качества двигательной деятельности, прогрессивный рост спортивных
результатов возможны только при высоком уровне двигательной активности. Максимальная
реализация индивидуальных возможностей и сохранения достижений в значительной степени
характеризуются личностно-ориентированным подходом к тренировке. Юным спортсменам
не следует копировать тренировку сильнейших спортсменов, оставляя резерв адаптации для
оптимальной возрастной зоны высших достижений.
Современная тренировка должна строиться как планомерный процесс на основе
новейших достижений спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать
положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствие со
спецификой дистанции.
Формы занятий: теоретические и практические учебно-тренировочные занятия,
контрольные испытания и соревнования разного уровня.
Режим занятий: учебно-тренировочные занятия проводятся три раза в неделю,
продолжительность 90 минут. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций,
непосредственно в учебно-тренировочном занятии. Контрольные испытания проводятся в
конце года, помимо этого в течение года проводятся контрольные тренировки с целью
проверки усвоения программного материала. Соревнования включаются в тематический план
согласно календарному плану департамента социальной политики по делам спорта и
молодежи.
В результате освоения программного материала совершенствуется большинство
систем организма занимающихся. В первую очередь, сердечнососудистая, дыхательная,
нервная и опорно-двигательный аппарат. Учащиеся осваивают основные виды легкой
атлетики и выбирают дальнейшую специализацию. Проверкой правильности выбора
специализации и эффективности тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
будет выполнение массовых разрядов в одной или нескольких дисциплинах.
Основными критериями выполнения программных требований является:
- состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;
- повышение уровня подготовленности в соответствие с индивидуальными особенностями
занимающихся;
- выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными
требованиями;
- освоение теоретического раздела программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры
здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных
соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на
соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и
регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью,
друзей, коллег и т.д.).
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Личностные:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения.
Предметные:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Программа делает акцент на формирование у учащихся культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных
соревнованиях, стремление показывать, как можно более высокие результаты на
соревнованиях; умение использовать полученные знания для успешного выступления на
соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия
спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; стремление занимающихся
вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей).
К концу стартового уровня учащиеся

Будут знать:
Будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
Узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
Узнают правила легкой атлетики;
Правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
Провести специальную разминку для легкоатлета;
Овладеют основами техники легкой атлетики;
Овладеют основами судейства в легкой атлетике;
Смогут составить график соревнований в личном зачете;
Разовьют следующие качества:
Улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
Улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
Повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды
стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу базового уровня учащиеся:
Будут знать:
Расширят знания о технических приемах в легкой атлетике;
Получат разносторонние знания о положении дел современном мире в легкой атлетике;
Будут уметь:
Проводить специальную разминку для легкоатлета;
Овладеют различными приемами техники легкой атлетики;
Освоят приемы тактики в легкой атлетике;
Овладеют навыками судейства в легкой атлетике;
Овладеют навыками общения в коллективе;
Будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями
во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
Улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты
реакции и ловкости, общей выносливости организма
к продолжительным физическим нагрузкам;
Повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым
ситуациям.
К концу продвинутого уровня учащиеся:
Будут знать:
О правилах поведения в спортивном зале и легкоатлетическом манеже;
О возникновение и развитие различных видов легкой атлетики;
Названия спортивного инвентаря и их значение;
Правила соревнований по легкой атлетике;
О здоровом образе жизни и его положительном влиянии на организм;
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
О значении занятий на свежем воздухе;
О технике бега на короткие, средние и длинные дистанции;
О технике бега по повороту;
О технике передачи эстафеты.
Будут уметь:
Выполнять специально беговые упражнения;

Бег с высокого старта; бег с низкого старта; бег из различных стартовых положений;
быстрые движения руками на месте; бег на месте без упора с максимальной частотой; бег в
упоре с максимальной частотой; бег по кругу с наклоном туловища внутрь круга, эстафетный
бег;
Уметь выполнять броски н/мяча различными способами; выпрыгивание из приседа на
двух ногах с отягощением;
Уметь выполнять кроссовый бег до 10 минут. Бег с сопротивлением. Бег через различные
препятствия, бег с барьерами до 50 см высотой. Челночный бег. Эстафетный бег, техника
приема и передачи эстафетной палочки.
Уметь выполнять прыжки различными способами; преодоление полосы препятствий;
прыжки через г/скамейку с продвижением вперед, различными способами; прыжки на
г/скамейку; прыжки через скакалку различными способами на месте с продвижением вперед;
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Элементы техники отталкивания и
приземления. Комплексы прыжковых упражнений. Прыжки с места и многократные прыжки
на одной и двух ногах.
Прыжки в высоту с разбега способом: «Перешагиванием». Элементы техники
отталкивания и перехода через планку.
Уметь выполнять метание малого мяча «из-за спины через плечо» с места, двух, трех
шагов и полного разбега. Техника отведения мяча: «вперед, вниз и назад». Метание мяча в
цель и на дальность. Броски набивного мяча до 2 кг различными способами.
Разовьют следующие качества:
Совершенствуются технико-тактические показателей легкоатлета, показателей
физических качеств: быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к
продолжительным физическим нагрузкам;
Развитие выносливости: пробегать в среднем темпе 10 мин.
Учащиеся должны демонстрировать:
1. Бег 30м с высокого старта
2. Прыжок в длину с места
3. Бег в течение 6 минут
4. Поднимание туловища из положения лежа на спине
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Формы и виды контроля
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое
наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень
самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов
обучения детей.
В начале 1-ого года обучения проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она
предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической
подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также
участие в районном турнире по легкой атлетике.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме
учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в
соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также
открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного
мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 6 лет

«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 216 педагогических часов;

«Базовый уровень» - 2 – 4 года обучения, 216 педагогических часов;

«Продвинутый уровень» - 5-6 года обучения, 216 + педагогических часов;
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные группы
Режим занятий
•
«Стартовый уровень»: 2 час (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час. в нед.
•
«Базовый уровень»: 2 час (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час. в нед.
•
«Продвинутый уровень»: 3 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 6 час. в нед.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Легкая атлетика»

Содержание работы по предметным областям
Предметная область «Теоретические основы физической культуры и
спорта».
Повышение
теоретической
подготовленности
легкоатлета
способствует
возникновению у него постоянного интереса к занятиям. Теоретическая подготовка
начинается с первых тренировок и продолжается весь период занятий спортом.
Источниками знаний служат личный опыт, опыт других спортсменов, научнометодическая литература.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении
теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал
в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план
теоретической подготовки можно вносить коррективы.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно
в тренировке, органически связана с физической, технико- тактической, моральноволевой подготовкой, как элемент практических знаний.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:
вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в
условиях тренировок
1.
Физическая культура важное средство физического развития и
укрепления здоровья.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан РФ в
их подготовке к труду и защите Родины. Формы физической культуры (ФК). ФК в
системе образования, во внеклассной и внешкольной работе. Роль ФК в воспитании
трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
2.
Характеристика легкой атлетики, место и значение его в российской
системе физического воспитания.
Возникновение и развитие легкой атлетики, как вида спорта.
Первые достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.
Российские спортсмены – чемпионы мира и Европы.
3.
Знание основ законодательства в области физической культуры и
спорта.

Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом поле
Российской Федерации. Нормативно-правовая база физической культуры и спорта
Российской Федерации. Закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации». Предпосылки и история возникновения физкультурно- спортивного
права.
4.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание
спортсмена.
Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические
основы режима труда, учебы отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного
спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий
баскетболом. Гигиенические требования к личному снаряжению спортсменов,
спортивной одежде и обуви.
Закаливание и его сущность. Значение закаливания для повышения работоспособности
человека, увеличение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным
воздействиям и простудным заболеваниям.
Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для
закаливания организма.
Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом.
Понятие о калорийности и усвояемости пищи.
Предметная область «Общая физическая подготовка»:
ОФП представляет собой процесс, направленный на развитие основных
физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных
навыков. Цель ее – создание общей двигательной подготовленности, которая
используется в качестве фундамента специальной подготовки.
Задачи:
– разносторонние развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных
возможностей и двигательных качеств легкоатлета;
– воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости,
гибкости), а так же развитие связанных с ними комплексов физических способностей,
обеспечивающих эффективность спортивной деятельности (прыгучесть, скоростные
способности, мощность метательных движений, ловкость и выносливость,
атлетическая подготовка).
В тренировках широко используют ОРУ без предметов, с предметами
/набивные мячи гантели и т. д./, прыжки в высоту и длину, метания, бег на различные
дистанции и с препятствиями, кроссы, акробатические упражнения, упражнения с
отягощением.
Общая физическая подготовка условно подразделяется на общеразвивающие
упражнения (ОРУ) и упражнения ОФП (специфические упражнения с набивными
мячами, камнями, ядрами, с отягощениями - штанга, вес партнера, упражнения на
снарядах - перекладина, гимнастическая стенка, скамейка, конь).
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных
способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или
их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой
бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для
разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части

при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется
сериями, - служат средством активного отдыха. В заключительной части способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально
применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Упражнения ОФП
Основными упражнениями ОФП со снарядами и на снарядах.
Придавая большое значение силовой подготовке молодых бегунов, необходимо так
строить тренировочные занятия, чтобы упражнения были разнообразными и
эмоциональными по исполнению. Наиболее эффективнымиявляются упражнения с
набивными, мячами и упражнения с камнями или ядрами.
Основные упражнения ОФП со снарядами и на снарядах:
1. Упражнения с набивными мячами или с камнями разного веса.
2. Упражнения со штангой с небольшими весами - от 20 до 40 кг.
3. Упражнения на снарядах: перекладине, гимнастической стенке и
коне (или на скамейке).
4. Круговая тренировка.
Упражнения с набивными, мячами и упражнения с камнями или ядрами.
1. Круговые вращения.
2. Наклоны вперед, назад, в стороны.
3. Броски вперед, назад и сбоку.
4. Толчки одной рукой.
5. Толчки двумя руками от груди.
6. Броски из-за головы.
7. Толчки от груди с подскоками.
8. Броски назад между ног.
Упражнения со штангой:
1. Повороты со штангой на плечах.
2. Наклоны.
3. Приседания
4. Толчки.
5. Толчки с подскоками.
6. Выпрыгивания со штангой на плечах.
Упражнения на перекладине (ветке дерева) и гимнастической стенке:
1. Подтягивание на руках.
2. Подтягивание коленей до груди с последующим выпрямлением
ног.
3. Подтягивание ног до перекладины.
4. В висе на перекладине поднять прямые ноги в положение "угол"
и держать 6-10 сек.
Упражнения на коне, скамейке или столе:
1. Лежа на животе (ноги фиксируются в упоре или партнером) наклоны с
последующим выпрямлением и прогибанием в пояснице.
2. Лежа на
спине наклоны
вперед
с
последующим
выпрямлением
и прогибанием назад.
Предметная область «Вид спорта»:
Техническая подготовка
Технической подготовкой называется процесс овладения системой движений

(техникой), ориентированной на достижение максимальных результатов в спортивной
дисциплине.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и
доведение их до совершенства. Для достижения наилучшего результата в легкой
атлетике необходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональным и
эффективным способом выполнения упражнения.
Под совершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и
целесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных
результатов. При этом следует всегда учитывать индивидуальные особенности
спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.
Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма
движения, но и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия,
выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная
техника базируется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобыовладеть
современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким,
выносливым.
Одним из основных условий успешного овладения эффективной техникой является
сознательное отношение спортсмена к тренировкам на всех этапах совершенствования,
осмысливание им каждого движения.
Спортсмен не должен слепо копировать движения или бездумно следовать чьим-либо
советам. Он должен осознать, почему та техника, которую он применяет,
действительно является рациональной. Закрепление и совершенствование
двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно.
Совершенствование техники продолжается на протяжении всей спортивной
деятельности. Даже когда обучающийся показывает результат самого высокогокласса,
тренер не должен забывать о совершенствовании отдельных элементов техники, об
устранении технических ошибок. Чем богаче у спортсмена запас двигательных
навыков, тем эффективнее он совершенствует свою технику.
Создавать запас двигательных навыков нужно путем широкого применения различных
обще- и специально-подготовительных упражнений, учитывая органическую связь
развития физических качеств и дальнейшего совершенствования техники.
В процессе изучения и совершенствования спортивной техники необходимо постоянно
оценивать правильность выполнения движений, выявлять ошибки и своевременно их
поправлять, а еще лучше не допускать их возникновения. Для анализа правильного
выполнения упражнений, важное значение имеют двигательные ощущения, а также
контроль своих движений (элементы техники) перед зеркалом. Хорошим средством
контроля служит многократный просмотр кинокольцовок, записи видеомагнитофона,
ознакомление с показателями срочной информации о кинематических и динамических
характеристиках движений. Это необходимо и для определения недочетов техники
движений, связанных с воспитанием способности проявить наибольшие усилия, чтобы
быстрее достичь результатов в скорости бега, дальности броска, высоты прыжка и т.д.
с различным характером выполнения упражнений (с максимальным усилием, без
напряжения и др.). Этому могут помочь спидография, динамография, хронография,
ритмозапись и другие виды измерения. Легкоатлеты должны постоянно
совершенствовать технику, добиваясь еще большей экономизации и рациональности
движений, повышая предельные функциональные возможности.
Обычно изучение и совершенствование техники движений, ее закрепление на новом
уровне происходит в процессе тренировочных занятий, в которых решаются и многие

другие задачи. Но во всех случаях технике следует уделять значительное время, помня,
что в сложных технических видах легкоатлетического спорта эффективнее заниматься
на протяжении нескольких месяцев только техникой, чтобы сделать качественный
скачок. И наоборот, в тех случаях, когда недостаточная физическая подготовленность
легкоатлета тормозит прогресс в техническом мастерстве, эффективнее затратить
месяцы на физическую подготовку и, только поднявшись на новый уровень, включить
упражнения на технику в целостном виде. Повторяемость упражнений и занятий,
направленных на совершенствование техники, чаще зависит не столько от
координационных трудностей, сколько от интенсивности и характера выполняемых
движений и действий. Количество повторений упражнений должно быть таким, чтобы
изучаемое движение выполнялось свободно, без излишних напряжений. При
появлении небольшой усталости следует прекратить выполнять данные упражнения,
но можно повторять другие упражнения, совершенствуя технику на фоне усталости,
например, преодоление барьеров в беге на 400 м или преодоление препятствий в
стипель-чезе. Частые занятия с небольшой нагрузкой более эффективны для
совершенствования навыков, чем редкие занятия с максимальной нагрузкой. В первом
случае следует прилагать малые и средние усилия. Предельные усилия рекомендуются
после усвоения требуемой координациидвижений.
Поэтому следует учитывать специфику упражнений: в одних - правильная техника
движений возможна при условиях, далеких от предельных (марафонский бег); а в
других - только при усилиях, близких к предельным (старт в спринте).
Тактическая подготовка
Тактической подготовкой называется процесс овладения оптимальных методов
ведения состязания.
Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по
задуманному плану, например, бег с определенным изменением скорости. Тактическое
мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с
совершенствованием техники.
Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную тактическую комбинацию,
необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое
мастерство. Спортивная тактика –искусство ведения борьбы с противником, ее главная
задача - наиболее целесообразное использование физических и психических
возможностей легкоатлета для победы над соперником, для достижения максимальных
для себя результатов. Тактика необходима во всех видах легкой атлетики.
Наибольшую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные
дистанции, а наименьшую - там, где соревнования происходят без непосредственного
контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет
легкоатлету эффективнее использовать свою спортивную технику, физическую и
морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными
соперниками в различных условиях.
В целом тактическое мастерство должно основываться на богатом запасе знаний,
умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае
отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение. Задачи
тактической подготовки заключаются в следующем:
– изучение общих положений тактики;
– знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в
специализируемом виде легкой атлетики;
– изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;

– знание тактического опыта сильнейших спортсменов;
– практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в прикидках,
тренировочных занятиях, соревнованиях («тактические учения»);
– определение сил противников, знание их тактической, физической, технической и
волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом
обстановки и других внешних условий.
На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабатывает план тактических
действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо
проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее. Главное
средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному
плану, например, бег с определенным изменением скорости; начало прыжков с
установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке.
Использование одного из разученных вариантов в ответ на предусмотренную
ситуацию; перемена тактической схемы и многое другое. Тактическое мастерство, как
известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с
совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить
задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные
возможности спортсмена и его техническое мастерство.
Тренировочный процесс - это не всегда плавное и равномерное движение вверх
по ступеням к поставленной цели. Бывают и неожиданные на первый взгляд взлеты, и
совершенно непредусмотренные падения, неудачи. Иногда наступает стабилизация в
уровне спортивных достижений, и проходят месяцы и годы, прежде чем спортсмен
накопит силы и знания для новых успехов. Знание теории спортивной подготовки
очень важно для легкоатлета. Спортсмен, знающий, какие процессы происходят под
влиянием физических упражнений, обретает самостоятельность, без которой больших
успехов в спорте достичь невозможно. Самостоятельность в тесном содружестве с
тренером и врачом - вот путь движенияк вершинам спортивного мастерства.
Техника спортивной ходьбы и бега
– Основы техники спортивной ходьбы,
– Техника спортивной ходьбы,
– Основы техники бега,
– Техника легкоатлетического бега,
– Техника бега на средние и длинные дистанции,
– Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции,
– Особенности техники кроссового бега,
– Техника бега на короткие дистанции,
– Техника эстафетного бега,
– Техника барьерного бега,
– Техника бега с препятствиями.
Техника легкоатлетических прыжков
– Основы техники прыжков,
– Техника различных видов легкоатлетических прыжков,
– Техника прыжков в длину с разбега,
– Техника прыжков в высоту с разбега,
– Техника тройного прыжка с разбега,
– Техника прыжков в высоту с шестом,
– Техника прыжков с места.
Техника легкоатлетических метаний

– Основы техники метаний,
– Техника различных видов метаний,
– Техника толкания ядра,
– Техника метания копья, гранаты и малого мяча,
– Техника метания диска.
Ходьба.
Соревнования по ходьбе на дистанции от 3 до 50 км.
Девушки: заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20
км.
Юноши: заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе -35, 50
км.
Классические виды: юноши - 20 и 50 км, девушки - 20 км.
Бег.
Гладкий
бег, барьерный бег, бег с
препятствиями,
эстафетный бег, кроссовый бег.
Гладкий
бег требующий проявления скорости
(спринт),
скоростной выносливости (300-600 м), специальной выносливости.
Спринт, или бег на короткие дистанции. Дистанции: 30, 60, 100, 200 м,
одинаковые для юношей и девушек.
Длинный спринт. Дистанции: 300, 400, 600 м, одинаковые для юношей и девушек.
Бег на выносливость:
– средние дистанции: 800, 1000, 1500 м, 1 миля - проводится на стадионе и в
манеже у юношей и девушек;
– длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м - проводится на стадионе (в манеже только 3000 м), одинаковые для юношей и девушек;
– сверхдлинные дистанции, одинаковые для юношей и девушек.
Барьерный бег. Дистанции: 60, 100 м у девушек; 110, 300 м и 400 м у юношей
(последние две дистанции проводятся только на стадионе).
Бег с препятствиями. Дистанции у девушек - 2000 м; дистанции у юношей - 2000,
3000 м.
Эстафетный бег. Классические виды 4х100 м и 4x400 м проводятся у юношей и
девушек на стадионе. В манеже проводятся 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для юношей
и девушек.
Кроссовый бег. У юношей дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у девушек - 1, 2, 3,
4, 6 км.
Прыжки:
1)
через вертикальные препятствия - прыжок в высоту и прыжок с шестом;
2)
через горизонтальные препятствия- прыжок в длину и тройной прыжок.
Прыжки с места в высоту, длину и тройной.
Метания: 1) броском из-за головы (копье, граната); 2) с поворотами (диск, молот);
3) толчком (ядро).
Предметная область «Различные виды спорта и подвижные игры»
предусматривает формирование навыков в других видах спорта, способствующих
повышению профессионального мастерства в баскетболе:
№ Виды спорта

Навыки, способствующие повышению мастерства

1.

2.

3.

4

Игровые виды спорта

Точность. Умение прогнозировать события. Умение
взаимодействовать с соперником. Умение быстро принимать
решение в изменяющейся ситуации. Умение работать в
команде.
Спортивные
Ударная техника. Бросковая техника. Техника выведения из
единоборства
равновесия. Умение вести поединок. Чувство дистанции.
Чувство времени. Чувство партнера.
СложноОсанка. Умение координировать свои действия для решения
координационные виды поставленных задач. Контроль центра тяжести тела.
спорта
Выполнение двигательных действий без излишней мышечной
напряженности. Умение выполнять двигательные действия с
максимальной амплитудой.
Циклические,
Умение противостоять утомлению. Умение проявлять
скоростно-силовые виды максимальные мышечные усилия в минимальное время.
спорта
Умение распределять усилия.

1) Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость.
Воспитание выносливости в процессе тренировки - одно из действенных средств
достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости
центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.
К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести
все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается
сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного
(кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние,
длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки, плавание,
конькобежный спорт, спортивное ориентирование. Характеристика видов спорта,
преимущественно развивающих силу и скоростно-силовые качества.
Вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным
напряжением при поднимании возможно больших тяжестей, - тяжелая атлетика. Для
этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со
значительными мышечными напряжениями.
Система упражнений с разнообразными отягощениями - атлетическая гимнастика.
Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп
мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию
телосложения.
Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно- силовых
качеств. Это легкоатлетические метания, толкание ядра и прыжки. В этих видах спорта,
подготовка включает большой объем упражнений со штангой и другими
отягощениями для развития силы.
2)
Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих
координацию движений (ловкость).
Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми
движениями, проявление силы и выносливости. Хорошая координация движений
способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию
ловкости должно уделяться время в плане общей физической подготовки. Это
обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из
различных видов спорта для создания запаса двигательных умений и
совершенствования координационной способности. Наибольший эффект в воспитании

ловкости обеспечивают такие сложно координационные виды спорта, какими
являются спортивная акробатика, спортивная гимнастика и спортивные игры. Все эти
виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечнососудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к
подготовке нервно- мышечного аппарата, к волевым качествам.
3)
Характеристика
видов
спорта
комплексного,
разностороннего
воздействияна организм.
Для этой группы характерно многостороннее воздействие. Развивается и
совершенствуется целый комплекс психофизических качеств, двигательных умений и
прикладных знаний. Здесь можно выделить характерные подгруппы: виды спорта,
связанные с непосредственной контактной борьбой с соперником, то есть виды
единоборств, спортивные игры, многоборья.
Процесс формирования двигательных навыков состоит из трех стадий:
1. Ознакомление с общей структурой упражнения. Основная задача: создание
необходимых понятий и представлений о технике выполнения двигательного действия.
На этой стадии спортсмен отчетливо понимает цель действия, но имеет смутное
понимание о способе ее достижения, поэтому при выполнении задания делает

достаточно грубые ошибки, много лишних движений. Необходим зрительный
контроль тренера-преподавателя над выполнением упражнения, своевременная
корректировка.
2. Овладение приемами формирования навыка. На этой стадии важны поиски
закрепление наиболее эффективных движений, необходимых для правильного
выполнения упражнения. В результате двигательные представления становятся более
полными и точными, мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими
и осознанными.
Зрительный контроль тренера-преподавателя за выполнением упражнения
перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вестибулярным
компонентам контроля.
В действиях обучающегося становится меньше лишних движений. Усваивается
ряд элементов, формирующих автоматические двигательные действия. Вызывается
положительная психическая реакция на навык.
3. Закрепление и совершенствование навыка. Представление об упражнении на
этом этапе становится ясным и отчетливым. Двигательное действие выполняется
быстро, точно и экономно. Необходимость зрительного контроля исчезает. Контроль
осуществляется в основном при помощи мышечно- двигательных ощущений. Эта
стадия не имеет завершения. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен
тренируется и выступает на соревнованиях.
Основные закономерности процесса формирования двигательного навыка:
1. Образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный
характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
2. Рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале
усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост
замедляется;
3. Результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
4. На стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация
результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте
результатов.
Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не

обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить
рациональные изменения в методику тренировки.
УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ.
Различные упражнения на гимнастической стенке индивидуальные и парные. То
же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими
скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, лазании по канату, шесту,
лестнице, в перелазании, подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки,
выполняемые на гимнастических снарядах(перекладина, кольца, брусья, конь,
бревно).Прыжки через козла, коня и стол с подкидным мостиком. Упражнения с
гимнастической палкой, скакалкой.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Различные кувырки: вперед, назад, боком,
стойка на лопатках, стойки на голове и руках, мостик из стойки на голове и на руках,
переход в мостик, «полушпагат» и «шпагат» напрыгивание на гимнастический мостик
с прыжком вверх, прыжки вверх с трамплина без поворота и с поворотом на 180гр. и
360 гр. сальто вперед (с помощью), колесо (переворот боком).
БАСКЕТБОЛ. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками, передача мяча двумя
руками от груди, после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на
месте. Перемещение в стойке вперед, в стороны, назад, умение держать игрока с мячом
и без мяча, Тактика нападения, выбор места и умение отрываться для получения мяча,
целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к
корзине, с отражением от щита. Двусторонние игры по упрощенным правилам.
ФУТБОЛ. Удары по мячу ногой (левой, правой) на месте и в движении,
выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение
простейшими навыками командной борьбы . Двусторонние игры по упрошенным
правилам.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ. Различные подвижные игры, эстафеты с
бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой различных предметов,
лазанием и перелазанием. Комбинированные эстафеты.
Предметная область «Специальные навыки»
Специальная физическая подготовка (СФП)- процесс развития двигательных
способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям
соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
СФП включает воздействия на те мышечные группы, системы организма и механизмы
энергообеспечения, которые определяют успех на конкретной дистанции. Основными
средствами СФП являются соревновательные и различные специальные и специальноподготовительные упражнения. Ведущим методическим принципом при проведении
СФП является принцип динамическогосоответствия, который включает следующие
требования:
–
соответствие
траектории рабочих и подготовительных
движенийосновному соревновательному движению;
–
соответствие рабочих усилий, темпа (частоты движений) и ритма;
–
соответствие временного интервала работы.
Упражнения на развитие силы:
– упражнение со штангой (приседания, подскоки, рывки, толчки), со
средним и малым весом;
– метание гири, ядра и других;
– различные прыжковые упражнения;

– парные силовые упражнения (приседания, упражнения с сопротивлением
и т.д.).
В зимнее время упражнения на силу занимают большой объем. Можно включить
штангу с максимальным весом раз в неделю. К весне объем силовой работы с
максимальным весом уменьшается, но увеличивается интенсивность движений с
небольшими весами. Например: в подготовительном периоде (зимой) штангу
поднимают в одном занятии до 10 тонн (это общий тоннаж всех движений), а весной 5
тонн, но интенсивность движений увеличивается, т.е. зимой работают без ограничения
времени отдыха, а весной ограничивают время отдыха между сериями упражнений:
– разминка обычная - легкоатлетическая; - метание набивных мячей;
– упражнение с 2-х пудовой гирей: броски вверх одной рукой (5 подходов
по 15-20 раз), двумя руками 10 подходов по 15 раз, выпрыгивание 5x10 раз;
Упражнение со штангами: а) приседание со штангой 40-50 кг (1 приседаний, 10
подходов); б) рывки 10x10 подходов; г) толчки 10x10 подходов; д) толчки то же самое
и с максимальным весом (2-4 подхода по 80-100 кг); е) подскоки 10x10 и т.д.; ж)
прыжки со штангой из глубокого подседа (10 раз 10 подходов по 45-55 кг); з) ходьба
со штангой 60-80 кг и т.д.Различные прыжковые упражнения на матах без снарядов
(тройные, пятерные, десятерные с ноги на ногу и на одной ноге). В недельный цикл
такая силовая работа включается один раз. Надо учитывать возраст обучающихся и
степень подготовленности.
Упражнения на развитие быстроты.
С этой целью применяются в течение всего года:
– бег с низкого старта на коротких отрезках 20, 30, 40, 50, 80, 100 м на время
и в компании;
– бег с хода тоже на коротких отрезках;
– бег по отметкам для частоты (намечаются на беговой дорожке линии на
определенном расположении 150-160 см);
– различные упражнения у гимнастической стенки: бег на месте в упоре, с
резиной и т.д.;
– максимальная работа рук;
– выполнение специальных беговых упражнений на частоту;
– различные прыжковые упражнения.
Особенно интенсивность выполнения этих упражнений возрастает в весенний период
тренировки, доводя до максимальной.
Упражнения на развитие выносливости.
В беге на 400 м особую роль играет скоростная выносливость. Надо бежать всю
дистанцию с высокой (оптимальной) скоростью. Для успешного развития скоростной
выносливости необходимо больше применять повторный бег на отрезках 150, 200, 300,
500 м в зимний период со средней скоростью, а весной – с максимальной. Применяются
повторные отрезки переменный бег, интервальный бег.
Средства развития гибкости:
- различные упражнения на гибкость,
способствующие
на
увеличение
подвижности в суставах;
- упражнение для барьериста, сидя, стоя, лежа, на гимнастической стенке, с барьером
и на снарядах;
– акробатические упражнения «полушпагаты», «шпагаты» и т.д.

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, мониторинг и т.д.
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

36 недель
1 год обучения (216 ч. - 72 дня)
2 год обучения (216 час. - 72 дня)
3 год обучения (216 час. - 108 дней)

Количество учебных дней

Начало - с 1 сентября

Дата начала учебного года
Дата окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

Окончание – 31 мая
Входная - сентябрь, октябрь
Промежуточная - декабрь
Рубежная - май
В конце каждого года обучения (май)

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формами аттестации являются: зачет на основе сдачи нормативов,
соревнования, турниры, тестирование (по теории) и т.д.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица 2.3.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших психических
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)

Методики
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика Е.Н.
Степановой)
Ссылка на папку- портфолио тренера,
методическая копилка тренера

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Встреча с интересными людьми
 Игра
 Мини-чемпионат
 Турнир
 Соревнование
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология дистанционного обучения
Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы
 Инструкции
 Технологические карты
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Балахничев В., Зеличенк В. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное
руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. – М.: Человек, 2013
2.
Врублевский Е. Легкая атлетика: Основы знаний в вопросах и ответах. М.:
Спорт, 2016. – 240 с.

3.
Дэниелс Д.Ж. От 800 метров до марафона. Проверенные методы и
программы подготовки для успеха в беге на выносливость. – М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2019. – 304 с.
4.
Маслаков В., Врублевский Е., Мирзоев О. Эстафетный бег История
техникаобучение... – М.: Олимпия-пресс, 2009. – 144 с.
5.
Прохоренко В. В., Дзержинский С. Г., Дзержинская Л. Б. Легкая атлетика:
учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Прохоренко, С.
Г. Дзержинский, Л. Б. Дзержинская; Волгоградский филиал ФГБОУ ВО
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). –
Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод;
Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана
6. Пулео Дж., Милрой П. Анатомия бега. – М.: Поппури, 2019. – 216 с.
7.
Ревзон А., Якимов А. Настольная книга бегуна на выносливость, или
Технология подготовки "чистых" спортсменов. М.: Спорт, 2019. – 500 с.
8.
Самоленко Т. Методика индивидуального планирования спортивной
подготовки легкоатлеток высокой квалификации, специализирующихся в беге на
средние и длинные дистанции. Монография. – М.: Спорт, 2016. – 248 с.
9.
Селивестова Н.Н. Практикум по легкой атлетике. – Набережные челны:
Поволжский ГАФСКиТ, 2012. – 176 с.
10.
Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции – М.:
СпортАкадемПресс, 2011. – 104 с.
11. Жилкин А. И. Легкая атлетика: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. 464 с
Перечень Интернет-ресурсов
1.
Легкая атлетика: учебник / М.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М.Е.
Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. - Мн.: Тесей, 2005. - 336 с.
[электронный ресурс] URL: http://samzan.ru/105299 (дата обращения 18.04.2019)
2.
Легкая атлетика (учебное пособие) [электронный ресурс] URL:
https://docplayer.ru/57885947-Legkaya-atletika-uchebnoe-posobie.html (дата обращения
18.04.2019)
3.
Прохоренко В. В., Дзержинский С. Г., Дзержинская Л. Б. Легкая атлетика:
учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Прохоренко,
С. Г. Дзержинский, Л. Б. Дзержинская; Волгоградский филиал ФГБОУ ВО
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. [электронный ресурс]URL:
https://vlgr.ranepa.ru/files/izd/elizd/Легкая%20атлетика.%20Учебное%20пособие.%20
Волгоград,%202016..pdf (дата обращения 18.04.2019)
4.
Селивестова Н.Н. Практикум по легкой атлетике. – Набережные челны:
Поволжский ГАФСКиТ, 2012. –
176 с.
[электронный
ресурс]
URL:
https://dep_fizvos.pnzgu.ru/files/dep_fizvos.pnzgu.ru/word/2016_god/legkaya_atletika.p df
(дата обращения 18.04.2019)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».