ДООП СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «СТРЕЛЬБА ИЗ КЛАССИЧЕСКОГО
ЛУКА» (далее - Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ»https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/



Устав учреждения, утвержденный постановлением АМО «Закаменский район» от
28.09.2023 г. № 1024
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/
Положение об электронном журнале и Положение об организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (ЭО и ДОТ) утв. Приказом директора МБОУ ДО
«Закаменская ДЮСШ» от 10.01.2023 г. № 3
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/



Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 01.09.2023 г.
https://zakam-dussh.buryatschool.ru/

Актуальность: актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
среди спортсменов, в том числе самых юных, все чаще наблюдается стремление
добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм. В
этой ситуации все более очевидна необходимость разработки и внедрения в практику
такой программы подготовки, которая позволяла бы не только приобщить детей и
молодежь к активным занятиям спортом, но в первую очередь получить максимально
полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий. Многие дети
не справляются с современными нагрузками на учебно-тренировочных занятиях, а для
занятий в спортивно-оздоровительных группах не требуется хорошая функциональная
подготовка и прекрасно развитые физические качества. Поэтому, использование данной
программы позволяет охватить значительный контингент занимающихся, сформировать
устойчивый интерес к занятиям стрельбой из лука.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: физическая
культура
Вид программы: типовой учебно-тренировочная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ.
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная
Адресат программы: дополнительная образовательная программа реализуется
для обучающихся с 11 лет. Зачисляются желающие заниматься оздоровительными
физическими упражнениями и не имеющие медицинских противопоказаний к данному
виду деятельности. Программа рассчитана на реализацию в течение 6 лет подготовки с
11-летнего возраста.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые
учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные
мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях.
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют
как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.
С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального.
Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов
подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта»
(интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка
на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно
приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка
к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются
в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других
негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой
к взрослой жизни.Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во
многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения.
Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир,

выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования
отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristika-kratko.html
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 6 лет

«Стартовый уровень» - 1 год обучения

«Базовый уровень» - 2-4 года обучения

«Продвинутый уровень» - 5-6 года обучения
Форма обучения: очная
Особенности
организации
образовательной
разновозрастные
Режим занятий:
средняя группа: 2 час (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час.
Старшая группа: 2 час (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час.

деятельности:

группы

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к
систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности,
утверждение здорового образа жизни; привить учащимся интерес к занятиям стрельбой
из лука; обеспечение разносторонней физической подготовленности будущих стрелков.
Задачи:
- вовлекать максимальное число детей и подростков в систему спортивной
подготовки по стрельбе из лука, направленную на гармоничное развитие физических
качеств, изучение базовой техники стрельбы из лука, волевых и морально-этических
качеств личности;
- сформировать потребность к занятиям спортом и ведению здорового образа
жизни;
- сформировать спортивное мастерство стрелков из лука, к которому относятся
состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной
подготовленности;
- совершенствовать технико-тактический арсенал, воспитать специальные
психические качества;
- формировать соревновательный опыт с целью повышения спортивных
результатов.
Обучающие (предметные):
1.
познакомить с видом спорта через исторические данные (даты, события, ФИО),
развивать познавательный интерес к стрельбе из лука, приобретать определенные
знания, умения, навыки по стрельбе из лука; формировать теоретические знания,
характерные для данного вида спорта.
Воспитательные (личностные) –
1.
создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в
командной работе).
2.
наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости,
аккуратности …
Развивающие (метапредметные) –
1.
выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»);

2.
активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие,
память, мышление, воспроизведение;
3.
развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
занимающихся, которые приобретаются в процессе занятий.. Эти качественные свойства
проявляются, прежде всего, в положительном отношении занимающихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать приобретенные умения и навыки для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями о развитии стрельбы из лука, технике и тактике стрельбы;
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий тренировочной
направленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе тренировочной, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- коррекция телосложения, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
тренировочной и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
- владение навыками при выполнении стрельбы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей занимающихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения программы по стрельбе из лука, в
единстве с освоением программного материала других общеобразовательных дисциплин
(основных и дополнительных), универсальные способности потребуются как в рамках

образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
В области познавательной культуры:
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение тренировочных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность
выполнения заданий;
- рациональное планирование режима дня, умение организовывать места занятий и
обеспечивать их безопасность.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения в соответствии с культурными образцами и
эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и
сохранения здоровья;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений,
применяемых при стрельбе из разных видов оружия и оздоровительной физической
культуре;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей
в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт занимающихся в стрельбе из лука,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию стрельбы из лука в России и за рубежом;
-знания правил проведения соревнований по стрельбе из лука;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации
здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности;
- соблюдать правила стрельбы из лука на различных дистанциях.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять тренировочные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения, подбирать комплексы физических упражнений и режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о стрельбе из лука, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
- способность осуществлять судейство соревнований по стрельбе из лука, владеть
терминологией судейства.
К концу прохождения программы обучающиеся должны:
– знать меры безопасности и правила выполнения стрельбы из лука;
–владеть понятиями о стрельбе и выстреле;
– знать основное устройство лука;
– уметь осуществлять уход за луком и стрелами, организовать их хранение;
– уметь выполнять подготовку лука к стрельбе;
– уметь судить соревнования по стрельбе из лука.
Уровневая дифференциация

Стартовый
уровень
Знать

Уметь

Владеть

Проявлять

знать меры
безопасности и
правила выполнения
стрельбы из лука
уметь осуществлять
уход за луком и
стрелами,
организовать их
хранение

Базовый уровень

Продвинутый
уровень

знать основное
устройство лука

знать основное
устройство лука

уметь выполнять
подготовку лука к
стрельбе

уметь судить
соревнования по
стрельбе из лука

владение умением
оценивать ситуацию и
оперативно принимать
решения, находить адекватные
владение знаниями о
способы поведения и
владеть понятиями о развитии стрельбы из
взаимодействия с партнерами
стрельбе и выстреле
лука, технике и
во время тренировочной и
тактике стрельбы
соревновательной
деятельности.
владеть терминологией
судейства
способность проявлять способность проявлять
способность проявлять
дисциплинированность дисциплинированность
дисциплинированность
и уважительное
и уважительное

Стартовый
уровень

Базовый уровень

Продвинутый
уровень

отношение к
сопернику в условиях
игровой и
соревновательной
деятельности

отношение к
сопернику в условиях
игровой и
соревновательной
деятельности

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Стрельба из классического лука»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

1.

Теория и
методика ФКиС

25

1.1.

История развития
стрельбы из лука

1

1

1.2.

Место и роль
физической культуры в
современном обществе

1

1

1.3.

Основы
законодательства в
сфере физической
культуры и спорта

1

1

1.4.

Основы
спортивной подготовки
и тренировочного
процесса

1

1

1.5.

Строение и
функции организма
человека

1

1

Всего

Теория

Практика

1.6.

Основы здорового
образа жизни

8

1

7

1.7.

Техника
безопасности на
занятиях ИВС,
оборудование,
инвентарь и
спортивная
экипировка

12

2

10

Формы
аттестации/контроля

2.

Общая и
специальная
физическая
подготовка

26

2.1.

Общая
физическая подготовка

10

10

2.1.

Специальная
физическая подготовка

16

16

3.

Избранный вид
спорта

99

3.1.

Основы техники и
тактики ИВС

99

3.2.

Соревновательная
практика

0

4.

Специальные
навыки

28

5.

Спортивное и
специальное
оборудование

28

6.

Самостоятельная
работа

12

7.

Контрольные
нормативы

4

8.

Судейская
практика

0

Итого:

6

93

28
1

27

12

216

1

4

16

200

Базовый уровень (2-4 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

1.

Теория и
методика ФКиС

27

1.1.

История развития
стрельбы из лука

1

1

1.2.

Место и роль
физической культуры в
современном обществе

1

1

1.3.

Основы
законодательства в

2

2

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

сфере физической
культуры и спорта
1.4.

Основы
спортивной подготовки
и тренировочного
процесса

3

1

1.5.

Строение и
функции организма
человека

2

2

2

1.6.

Основы здорового
образа жизни

8

1

1.7.

Техника
безопасности на
занятиях ИВС,
оборудование,
инвентарь и
спортивная
экипировка

10

10

2.

Общая и
специальная
физическая
подготовка

38

2.1.

Общая
физическая подготовка

20

20

2.1.

Специальная
физическая подготовка

18

18

7

3.

Избранный вид
спорта

100

3.1.

Основы техники и
тактики ИВС

85

3.2.

Соревновательная
практика

15

15

4.

Специальные
навыки

15

15

5.

Спортивное и
специальное
оборудование

17

17

6.

Самостоятельная
работа

15

15

7.

Контрольные
нормативы

4

4

8.

Судейская
практика

0

1

84

Итого:

216

216

Продвинутый уровень (5-6 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

1.

Теория и
методика ФКиС

27

1.1.

История развития
стрельбы из лука

1

1

1.2.

Место и роль
физической культуры в
современном обществе

1

1

1.3.

Основы
законодательства в
сфере физической
культуры и спорта

2

2

1.4.

Основы
спортивной подготовки
и тренировочного
процесса

3

1

1.5.

Строение и
функции организма
человека

2

2

Всего

Теория

Практика

2

1.6.

Основы здорового
образа жизни

8

1

1.7.

Техника
безопасности на
занятиях ИВС,
оборудование,
инвентарь и
спортивная
экипировка

10

10

2.

Общая и
специальная
физическая
подготовка

38

2.1.

Общая
физическая подготовка

20

20

2.1.

Специальная
физическая подготовка

18

18

7

Формы
аттестации/контроля

3.

Избранный вид
спорта

100

3.1.

Основы техники и
тактики ИВС

85

3.2.

Соревновательная
практика

15

15

4.

Специальные
навыки

15

15

5.

Спортивное и
специальное
оборудование

15

15

6.

Самостоятельная
работа

13

13

7.

Контрольные
нормативы

4

4

8.

Судейская
практика

4

4

Итого:

1

84

216

216

Формы контроля: текущий контроль, открытое занятие.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарно-тематическое планирование
Стартовый уровень
№

дата

Колво
час.

Название темы

1
2
3
4

1
1
2
3

История развития стрельбы из лука
Место и роль физической культуры в современном обществе
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса

5

1

Строение и функции организма человека

6
7

1
1

Влияние физических упражнений
Основы здорового образа жизни

8
9
10

1
1
2

Гигиена, закаливание,
режим и питание спортсмена
Врачебный контроль, самоконтроль, первая помощь

11

3

Спортивный массаж

Форм
а
контр
оля

12

10

13

2

Техника безопасности на занятиях ИВС, оборудование, инвентарь и
спортивная экипировка
Инструктаж по технике безопасности и правилам стрельбы.
Кроссовая подготовка

14

2

Строевые упражнения

15

4

Общеразвивающие упражнения

16

1

Элементы акробатики

17

4

Силовая подготовка с использованием гантелей, резиновых жгутов

18

4

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа

19

3

Спортивные игры

20

18

21

1

Специальные упражнения лучника с использованием утяжеленного
оружия, специальных тренажеров, резиновых жгутов, набивных
мячей и т.п.
Основы техники и тактики ИВС

22

1

Основы техники стрельбы

23

1

Термины по технике стрельбы

24

15

Стрельба на дистанции 3-5 метров

25

23

Учебная стрельба на дистанции 10 метров

26

24

Учебная стрельба на дистанции 18 метров

27

20

Освоение упражнений 12м (30+30 выстр.) + финал; 18м (30+30
выстр.) + финал

28
29

15
2

Соревновательная практика
Натяжение лука (личного оружия) до касания тетивой подбородка, кол- раз

ю
д

30

3

31

2

32
33
34
35
36
37
38

2
2
1
1
1
1
1

Удержание лука в натянутом положении в позе изготовки
Удержание лука в натянутом положении в позе изготовки (три серии
по шесть раз, интервал отдыха между сериями 60с ; время удержания и
отдыха с)
Виды стоек
Прицеливание
Схема прицеливания
Обработка выстрела
Управление дыханием
Стрельбища.
Спортивный инвентарь для занятий стрельбой из лука

39

2

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

1
1
1
1
1
2
2
2
1
13
4
4

Изготовление, ремонт спортивного инвентаря для занятий стрельбой
из лука
Изготовление тетивы, подбор стрел 1
Оперение
Изготовление и наклеивание
Мишень, стрельбища
Колебание стрелы, тетивы, прогиб рукоятки
Элементы техники стрельбы.
Надевание и снятие тетивы
Установка стрелы на луке
Изготовка.
Самостоятельная работа
Контрольные нормативы
Современные правила соревнований по стрельбе из лука

216
2.2. Календарно-тематическое планирование
Базовый уровень
№

Дата Колво
час.

Название темы

1
2
3

1
1
1

Вводное занятие, инструктаж по ТБ
Материальная часть оружия (теория)
Экипировка лучника (теория)

4

6

5
6

1
6

хват (способ удержания лука);
захват (способ удержание тетивы), теория и практика
Игровое занятие
изготовка и корректировка позы;
прицеливание;

7

3

8
9

2
4

Правила выполнения стрелковых упражнений (теория),
(практика)
Игровое занятие
Основы техники выстрела (теория), (практика), СФП

10

1

Игра «мини-футбол»

11

1

Подводящие упражнения для стрельбы

12

1

ОРУ, ОФП, СФП

13

6

14

1

Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
Игровое занятие

15

6

16
17
18

1
1
6

Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
Игровое занятие
Упражнение для стрельбы, игра «волейбол»
ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 15м

Форма
контроля

19

1

Метание набивного мяча на дальность

20

6

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 15м

21

6

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 15м

22

1

Упражнение для стрельбы

23
24

1
1

Кроссовая подготовка
Игра «волейбол»

25

1

ОФП, СФП

26
27

1
1

Упражнение для стрельбы
ОФП, СФП

28
29

1
2

30
31

1
2

32

6

33

6

34

2

35

1

ОРУ, бег на 30,60м. на время
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(15м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(15м.) из традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(15м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»

36

2

37

6

38

6

39

2

40

1

41

2

42

6

43

6

44
45

4
2

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (18м.) из
традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (18м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (18м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (18м)
Стрельба в мишень (18м)

46

1

Кроссовая подготовка

47

1

Игра «волейбол»

48
49

1
2

Метание набивного мяча на дальность
Стрельба в мишень (18м)

50
51

1
1

ОФП, СФП
ОРУ, бег 100м. на время, беговые упражнения

52

4

ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (18м)

53

1

Упражнение для стрельбы

54
55

1
1

Метание малого мяча в цель
Игра «лучший стрелок из лука»

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(15м.) из традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (18м.) из
традиционного лука
Игра «волейбол»

56

1

ОРУ, ОФП, СФП

57

1

Подводящие упражнения для координации

58

1

Лазание по канату

59

1

Упражнение для стрельбы

60
61

1
1

62

1

Игра «Меткий стрелок»
Тестирование поднимание туловища на 1 мин., челночный
бег 3х10м.
ОРУ, игра «Меткий стрелок»

63
64
65

1
1
2

ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (18м)
ОРУ, подтягивание, отжимание
СФП, стрельба в мишень (18м)

66

2

67

1

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (18м.) из
традиционного лука
Игра «волейбол»

68

2

69

2

70

2

71
72

1
2

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (18м.) из
традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (18м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (18м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (18м)
Стрельба в мишень (18м)

73

1

Кроссовая подготовка

74
75

4
1

Стрельба в мишень (18м)
ОРУ, бег 100м. на время, беговые упражнения

76

1

Основы техники выстрела (теория), (практика), СФП

77

2

Подводящие упражнения для развития мышц рук и плеч

78
79

1
2

Игра «мини-футбол»
Подводящие упражнения для стрельбы

80

1

81
82
83

3
1
1

Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
СФП, стрельба по чистому щиту на короткой дистанции
Подводящие упражнения для развития мышц рук и плеч
ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м

84
85
86

2
3
1

Упражнение для стрельбы, игра «волейбол»
ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 18м
Метание набивного мяча на дальность

87
88

4
4

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м
ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м

89

1

ОФП, СФП

90

1

Упражнение для стрельбы

91
92

1
1

ОФП, СФП
ОРУ, бег на 60м., 100м. на время

93

2

94

1

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(25м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»

95

4

96

3

97

4

ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням (25м)

98
99

1
2

Игра «мини-футбол»
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням (25м) (зачет)

216

2.1. Календарно-тематическое планирование
Продвинутый уровень
№

Дата Колво
час.

Название темы

1

1

Вводное занятие, инструктаж по ТБ

2

1

Материальная часть оружия (теория)

3
4

1
6

5

1

Экипировка лучника (теория)
хват (способ удержания лука);
захват (способ удержание тетивы), теория и практика
Игровое занятие

6

6

изготовка и корректировка позы;
прицеливание;

7

3

8

2

Правила выполнения стрелковых упражнений (теория),
(практика)
Игровое занятие

9
10
11

4
1
1

Основы техники выстрела (теория), (практика), СФП
Игра «мини-футбол»
Подводящие упражнения для стрельбы

12

1

ОРУ, ОФП, СФП

13

6

14
15

1
6

16

1

Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
Игровое занятие
Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
Игровое занятие

17

1

Упражнение для стрельбы, игра «волейбол»

18
19

6
1

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 18м
Метание набивного мяча на дальность

20

6

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 18м

21
22

6
1

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 18м
Упражнение для стрельбы

23

1

Кроссовая подготовка

24
25
26

1
1
1

Игра «волейбол»
ОФП, СФП
Упражнение для стрельбы

Форма
контроля

27

1

ОФП, СФП

28

1

ОРУ, бег на 60м. на время

29

2

30

1

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(18м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»

31

2

32

6

33

6

34

2

35

1

36

2

37

6

38

6

39

2

40
41

1
2

42

6

43

6

44

4

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(18м.) из традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (20м.) из
традиционного лука
Игра «волейбол»
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (20м.) из
традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (20м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (20м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (20м)

45

2

Стрельба в мишень (20м)

46
47
48

1
1
1

Кроссовая подготовка
Игра «волейбол»
Метание набивного мяча на дальность

49

2

Стрельба в мишень (20м)

50

1

ОФП, СФП

51

1

ОРУ, бег 100м. на время, беговые упражнения

52
53

4
1

ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (20м)
Упражнение для стрельбы

54

1

Метание малого мяча в цель

55

1

Игра «лучший стрелок из лука»

56
57

1
1

ОРУ, ОФП, СФП
Подводящие упражнения для координации

58
59

1
1

Судейская практика
Упражнение для стрельбы

60

1

Игра «Меткий стрелок»

61

1

62

1

Тестирование поднимание туловища на 1 мин., челночный
бег 3х10м.
ОРУ, игра «Меткий стрелок»

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(18м.) из традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (18м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(18м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»

63

1

ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (20м)

64

1

ОРУ, подтягивание, отжимание

65

2

СФП, стрельба в мишень (20м)

66

2

67

1

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (20м.) из
традиционного лука
Судейская практика

68

2

69

2

70

2

71
72

1
2

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на дистанции (20м.) из
традиционного лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (20м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на дистанции (20м.)
из классического лука
ОРУ, СФП, Стрельба в мишень (20м)
Стрельба в мишень (20м)

73

1

Кроссовая подготовка

74
75
76

4
1
1

Стрельба в мишень (20м)
ОРУ, бег 100м. на время, беговые упражнения
Основы техники выстрела (теория), (практика), СФП

77
78
79

2
1
2

Подводящие упражнения для развития мышц рук и плеч
Судейская практика
Подводящие упражнения для стрельбы

80

1

81
82

3
1

Техника прицеливания (теория), (практика), СФП, стрельба
по чистому щиту на короткой дистанции
СФП, стрельба по чистому щиту на короткой дистанции
Подводящие упражнения для развития мышц рук и плеч

83

1

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м

84

2

Упражнение для стрельбы, игра «волейбол»

85
86

3
1

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 18м
Метание набивного мяча на дальность

87

4

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м

88
89

4
1

ОРУ, СФП, стрельба в мишень с 25м
ОФП, СФП

90
91
92

1
1
1

Упражнение для стрельбы
ОФП, СФП
ОРУ, бег на 60м. на время

93

2

94
95

1
4

96

3

97
98

4
1

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням на средней дистанции
(25м.) из традиционного лука
Игра «мини-футбол»
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по чистому щиту на средней
дистанции (15м.) из классического лука
ОРУ, СФП, стрельба по мишеням (25м)
Практика судейства

99

2
216

ОРУ, СФП, стрельба по мишеням (25м) (зачет)

2.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

(34) 36 недель
1 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
2 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
3 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
4 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
5 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
6 год обучения (от 216 час. - 108 дней)

Количество учебных дней

Даты начала и окончания учебного года

Сроки промежуточной аттестации

С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2024 г. (приказ №
от
)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 11.09.2024 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2025 г. (приказ №
от
)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С ____09.2025 для обучающихся 1 года
обуч. 31.05.2026 г. (приказ №
от
)
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения

Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 6 года обучения (май)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
Площадь зала 240 кв.м.
- перечень оборудования, инструментов и
материалов, необходимых для реализации
программы:
-луки (10 шт)
-стрелы (60 шт)
- щиты (4 шт)
https://ya.ru/video/preview/2049697132853627389
https://ya.ru/video/preview/7623269946172206726
https://ya.ru/video/preview/3808221699542540269
Тренер – преподаватель с профильным
образованием

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются:
Критерии - признаки, основания, правила принятия решения по оценке чего-либо
на соответствие предъявленным требованиям.
Основным критерием для зачисления в группы по стрельбе из лука - выполнение
нормативов общей физической и специальной физической подготовки.
Влияние физических качеств и телосложения на результативность
Физические качества и телосложение
Уровень влияния
Скоростные способности
2
Мышечная сила
3
Вестибулярная устойчивость
3
Выносливость
2
Гибкость
2
Координационные способности
3
Телосложение
1
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
Таблица 2.2.2.
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое качество
Юноши
Девушки
Быстрота
Челночный бег 3 x 10 м
Челночный бег 3 x 10 м
(не более 10 с)
(не более 10,5 с)
Скоростно-силовые
Бросок набивного мяча 1 кг
Бросок набивного мяча 1
качества
(не менее 3,8 м)
кг
(не менее 3,3 м)
Подъем туловища из
Подъем туловища из
положения лежа
положения лежа (не менее
(не менее 25 раз)
20 раз)
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
Таблица 2.2.3.
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое качество
Юноши
Девушки
Быстрота
Челночный бег 3 x 10 м
Челночный бег 3 x 10 м
(не более 9,5 с)
(не более 10,0 с)
СкоростноБросок набивного мяча
Бросок набивного мяча
силовые качества
1 кг (не менее 4,0 м)
1 кг (не менее 3,5 м)
Подъем туловища из
положения лежа
(не менее 35 раз)

Подъем туловища из
положения лежа
(не менее 30 раз)

Выносливость
Техническое
мастерство
Спортивный
разряд

Натяжение тетивы лука
Натяжение тетивы лука
до касания подбородка
до касания подбородка
(не менее 13 раз)
(не менее 11 раз)
Обязательная
Обязательная
техническая программа
техническая программа
Третий спортивный разряд

При принятии контрольно-переводных нормативов следует обратить особое
внимание на соблюдение инструкций и создания единых условий для выполнения
упражнений всеми лицами, проходящими спортивную подготовку.
- Челночный бег 3 x 10 метров. Проводится на ровной дорожке не менее 12-13
метров. Начало и конец 10-метрового участка, отмечается линиями (стартовая и
финишная черта). В забеге принимают участие один или два человека, на линии старта
для каждого участника кладут по два кубика. По команде «На старт!» участники выходят
к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и берут по одному кубику. По
команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик за линию финиша и, не останавливаясь,
возвращаются за вторым кубиком, который кладут рядом с первым. Не допускается:
бросать кубики. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент
касания кубиком пола. Время фиксируют с точностью до 0,1 сек.
- Прыжок в длину с места. Выполняется толчком двух ног от стартовой линии с
махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего
касания ногами или любой частью тела. Результат засчитывается по лучшей из трех
попыток. Не допускается: выполнять прыжки в яму с песком, подпрыгивать на месте при
отталкивании.
- Поднимание туловища из положения лежа на спине. Выполняется из исходного
положения: сед, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены, руки за головой, пальцы в
замок. Фиксируется количество выполненных подниманий от касания лопаток мата до
касания локтями коленей за определенный промежуток времени. Не допускается: отрыв
таза от гимнастического мата.
- Подтягивание на перекладине. Выполняется из положения вис хватом сверху,
руки на ширине плеч, стопы вместе. Подтягиваются непрерывным движением так, чтобы
подбородок оказался над перекладиной. Опускаются в вис, самостоятельно останавливая
раскачивание и фиксируя на 0,5 сек. видимое для судьи положение виса. Не допускается:
скрещивать ноги, сгибать руки поочередно, делать рывки ногами или туловищем,
отпускать хват, останавливаться при выполнении очередного подтягивания. Пауза
между повторениями не должна превышать 3 секунды. Вариант упражнения: за
определенный промежуток времени.
- Бросок набивного мяча сидя из-за головы. Выполняется из исходного положения
сидя, ноги врозь. Участник садится к стартовой линии так, чтобы пятки оказались на ней.
Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ноги слегка согнуты, ступни
вертикальны.
Выполняется наклон туловища назад, мяч (1 кг) в руках над головой. Выпрямляя
туловище, выполняется бросок мяча из-за головы. Расстояние измеряется в сантиметрах
от стартовой линии до точки соприкосновения мяча с поверхностью. Результат
засчитывается по лучшей из трех попыток.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не сдавшим контрольно-переводные
нормативы по этапам и периодам подготовки, предоставляется возможность продолжить
заниматься на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном нормативным
актом.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития
высших психических
функций ребёнка
Уровень развития
социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья
учащихся
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми
образовательными услугами

Методики
https://www.detki-psy.ru/ourpublications/articles/razvitie-vpf-udetej.html?ysclid=lp0mftswic83244491
https://studfile.net/preview/4017638/page:57/

https://nsportal.ru/node/6278203

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

Таблицы 2.2.2., 2.2.3. (выше)
Оценочные материалы

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
Педагогические технологии с указанием автора:
 Технология индивидуального обучения
Дидактические материалы:
https://archeryclub.by/theory/basic-archery-technique/
http://www.archery-sila.ru/teoriya/texnika-strelby-iz-luka.html
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М.: ФиС, 1971.
2. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ДОСААФ, 1995.
3. Володина И. С. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М: РГАФК, 1995.
4. Десятникова Л.Л. Формирование у студентов профессиональных умений
длявыполнения и исправления ошибок в технике стрельбы из лука. - М.:
ГЦОЛИФК,1997.
5. Десятникова Л.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры
профессиональных умений по выявлению и исправлению ошибок в технике стрельбы из
лука: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.,1997.
6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1995.
7. Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. - М.: ФиС,1998.
8. Корх А.Я. Спортивная стрельба. - М: ФиС, 1996.
9. Корх А.Я., КомоваЕ.В. Комплексный контроль в пулевой стрельбе. - М.:
ГЦОЛИФК, 1995.
10. Лаптев А.П., Шилин Ю.Н. Спортивный режим стрелка из лука. - М.: РГАФК,
1997.
11. Нормативные требования для поступающих в Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма. - М.: Лика, 2003.
12. Немогаев В. В., Шилин Ю. Н. Стрельба из лука// Стрелковый спорт и методика
преподавания. - М.: ФиС, 1996.
13. Пулевая стрельба: Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Комитет
по ФК и Спри Совете Министров СССР, 1987.
14. Стрельба из лука: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школа
олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт,
2006.
Перечень Интернет-ресурсов
1.
http://www. lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая
культура».
2.
http://www.budi.ru/article/hupp/vy/lygnyi_cport.htm – журнал «Движение
жизнь».
3.
http://www. olimpiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры.
4.
http://www. infosport.ru - Центральная отраслевая библиотека по
физической культуре и спорту.
5.
www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
6.
www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
7.
www.nlr.ru – Российская национальная библиотека.
8.
www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
9.
www.fpo.asf.ru – Сайт факультета педагогического образования.
10. www.archery.ru – Сайт Российской Федерации стрельбы из лука.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».